Москва
Последние новости
» » Лариса Кадочникова. 2. Я – не служанка времени


Лариса Кадочникова. 2. Я – не служанка времени

Дата: 30 август 07:53
Лариса Кадочникова. 2. Я – не служанка времени

Проект "Калиновый к@тяг" продолжаем рассказом об украинской актрисе театра и кино, народной артистке Украины

Поэтическую ленту Сергея Параджанова больше чем полстолетия мир пьет как дорогое вино. Недавно “Тени забытых предков” включили в обязательную программу Гарвардского университета США. Мне кажется, я понимаю, в чем заключалась новизна киноязыка, созданного Сергеем Параджановым. Режиссер удачно конвертировал прошлое в настоящее, с чистого листа создав мифологизированную историю гуцульских Ромео и Джульетты.

Когда творческая группа только прибыла в Карпаты, постановщику локация не понравилась: никакой патины, везде европейская обувь, асфальт, велосипеды, высоковольтные вышки, чертовы провода. Прожив пару дней в гостинице, Параджанов попросился на постой к местным жителям.

Вот тогда-то все и началось… Оказалось, рядом с ним живет знаменитая старуха. Никто из местных не знал, сколько ей лет: говорили, больше сотни. Общительный режиссер тотчас же познакомился с соседкой, подарил древней гуцулке французские духи, а та, как бы между прочим, рассказала, как ходила… с Иваном Франко собирать грибы.

Карпаты, понял Сергей Параджанов, – это место, где прошлое и настоящее живут через забор. И как-то органично, естественно во время съемок картины режиссер выработал свой киноязык, что превратил пару тысяч метров пленки в современный шедевр, не подверженный течению времени. Это притом, что свежее кино, подобно красотке, быстро стареет, шестое десятилетие “Тени забытых предков” мифологизированно скользят вне времени. Почему так происходит?

Лариса Кадочникова. 2. Я – не служанка времени
В фильме «Тени забытых предков», 1964 г.

- Я убедился, что могу песенный материал превратить в действенный, а действенный – в песенный. Я мог этнографический и даже религиозный материал перевести в бытовой. Ибо источник у них один и тот же. Меня можно упрекнуть в отступлениях от этнографической точности. Гуцулы надевают “меланки” (маски) не на Рождество, а на Пacxу. У них нет обряда “ярма” – да, я нарушил точность, но обряд подсказали сами же гуцулы. Я слышал песню (коломыйку) про то, как муж захомутал жену в ярмо, – аллегория, как бы означающая неравный брак. И я, когда мой Иван женится на Палагне, – свершил над ним этот вот “обряд ярма”.

*   *   *

Задуманная как фильм не столько о “гуцульских Ромео и Джульетте”, сколько о свободном человеке, не привязанном к частным реалиям, в Советской Украине лента “Тени забытых предков” вдруг заиграла новыми красками, ибо быстро стала знаковой для диссидентского движения. Во время премьеры 4 сентября 1965 г. в киевском кинотеатре “Україна” украинские шестидесятники Иван Дзюба, Василь Стус, Вячеслав Чорновол устроили акцию протеста, выступив с резкой критикой арестов агентами КГБ УССР, учиненных в среде украинской интеллигенции. За это со стороны власти все трое подверглись гонениям.

Зачинщиков акции неповиновения строго наказали. Ивана Дзюбу уволили из издательства “Молодь” и исключили из аспирантуры Киевского педагогического института, Вячеслава Черновола выгнали из редакции киевской областной газеты “Молода гвардія”, а аспиранта Василия Стуса отчислили из Института литературы АН УССР. Спустя какое-то время и сам Сергей Параджанов подвергся преследованиям, даже был арестован по феерической 122-й статье (за мужеложство), а отбыв срок, получил запрет проживать в Украине. С той поры он классически представлялся:

- Армянин, родившийся в Грузии и сидевший в русской тюрьме за украинский национализм.

Между прочим, мало кто теперь знает, но… До 1963 г., когда в Карпатах начался съемочный период “Теней забытых предков”, ни Сергей Параджанов, ни Юрий Ильенко по-украински не говорили. Да, по национальности оператор был украинцем, но с шести лет с родителями проживал в Москве; правда, как только Юрий Ильенко оказался в Карпатах, то сразу заговорил солов’їною. Что интересно, привлеченный режиссёром к проекту оператор прочел повесть Михаила Коцюбинского на… русском, но сразу согласился участвовать.

Лариса Кадочникова. 2. Я – не служанка времени
Сергей Параджанов

Армянин грузинского происхождения Сергей Параджанов погружался в украинский язык постепенно. Рассказывали, он прекрасно пел и вместе с местными жителями любил исполнять украинские народные песни, за что гуцулы чудака обожали. Но спустя несколько месяцев, проведенных в Карпатах, Сергей Иосифович также перешел на украинский язык. С другой стороны, гордый кавказец никогда не был ни политиком, ни общественным деятелем.

*   *   *

После выхода в широкий прокат кинодрамы “Тени забытых предков”, снятой по одноименной повести Михаила Коцюбинского, Сергей Параджанов принимал поздравления. Как свободный человек, никогда и ни в чем он ни от кого не зависел, а тут еще узнал, что творческую группу пригласили представить ленту на Аргентинский международный кинофестиваль в городке Мар-дель-Плате (Festival Internacional de Cine de Mar del Plata).

Расхаживая по коридорам Киевской киностудии художественных фильмов имени А.П.Довженко, во всеуслышание, как бы шутя, режиссер налево и направо заявлял:

- Мне, если можно, билет в одну сторону.

Конечно, доброхоты молниеносно доложили куда следует, и в Буэнос-Адрес в марте 1965 г. из всей труппы полетели только Лариса Кадочникова с Иваном Миколайчуком. Вдвоем. Юрия Ильенко не выпустили – мол, у вас детей нет… Впервые за рубеж Сергея Параджанова Совок выпустил только в 1988 г., когда режиссер попал в Голландию, где в Роттердаме представлял фильм “Ашик-Кериб”, посвященный светлой памяти Андрея Тарковского.

*   *   *

В зарубежную поездку в Аргентину гардероб советских артистов собирали всем миром. У кого-то из коллег по киностудии Иван Миколайчук занял черный костюм, а также два свитера – у Ивана Гаврилюка. Как женщина, Лариса Кадочникова более обстоятельно подготовилась: у нее на семь дней кинофестиваля были – вышитая сорочка, юбка и мини-платьице.

Лариса Кадочникова. 2. Я – не служанка времени
Лариса Кадочникова

Культурный шок актриса пережила в аргентинской гостинице, когда увидела, что гардероб ее английской коллеги составляют шесть громадных чемоданов. Между тем, грело чувство гордости: Лариса Кадочникова с Иваном Миколайчуком приехали не себя показать, а шедевр. Первые пять дней пролетели как в калейдоскопе – украинский фильм должен был демонстрироваться вечером предпоследнего фестивального дня в огромном кинотеатре “Negaro” на четыре тысячи мест.

Готовились тщательно… Накануне в парикмахерском салоне при пятизвездочном отеле Ларисе соорудили самую модную прическу того времени – “Babette”: на изящной стройной актрисе она смотрелась особенно эффектно. Правда, чтобы на утро сохранить прическу, кино-Маричке пришлось спать… сидя.

*   *   *

Когда закончился показ “Теней забытых предков” в кинотеатре “Negaro”, зал дружно встал, помолчал минуту, а потом взорвался овациями… Даже далекая от карпатских реалий публика почувствовала всю глубину киномагии, когда образы просвечивают сквозь образы, а евангельская символика перемешана с древней, языческой. По итогам фестиваля картину наградили “Южным крестом”, а также призом Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ; FIPRESCI) – за “цвет, свет и спецэффекты”.

- Это была неделя настоящего счастья, наша звездная неделя (им позорно платили в день по $5 суточных. – А.Р.) Больше такого в моей жизни не было, – призналась актриса. Из Аргентины мы улетали настоящими кинозвездами.

На свои смехотворные командировочные – что Иван и Лариса могли привезти в подарок Гению? В советских магазинах экзотических фруктов тогда не было, и в благодарность они решили подарить режиссеру… настоящий кокосовый орех! Не представляете, как они везли сувенир через несколько границ, проходя таможню за таможней... Когда актеры приехали к маэстро в его крохотную двушку на площади Победы, 1, и вручили подарок, щедрый Сергей Параджанов тут же кокос передарил кому-то из гостей.

Воистину это был homo ludens – человек играющий. Причем часто – играющий в опасные игры. Поскольку в 1962-1974 гг. Сергей Иосифович жил в центре города, мимо его семиэтажки частили праздничные демонстрации. Одна из них могла закончиться для маэстро крупными неприятностями. Дело в том, что однажды фронтон дома завесили портретом Брежнева.

И тогда Гений вырезал один глаз генсеку и устроился на подоконнике на стуле, чтобы смотреть через отверстие праздничные гуляния советского народа. Естественно, демонстранты резво отреагировали на “оживший” глаз Леонида Ильича, и агенты КГБ УССР вскоре вломились в квартиру.

- Ни над кем я не издеваюсь, – отмел обвинения изумленный Сергей Иосифович. – На парад трудящихся я просто смотрел глазом товарища Брежнева.

*   *   *

В Украине Лариса Кадочникова быстро нашла свой храм Мельпомены.

В этом также, пусть опосредованно, ей помог Сергей Параджанов, который привел московскую актрису не только в украинскую классику, но и в Русскую драму.

Лариса Кадочникова. 2. Я – не служанка времени
Иван Миколайчук, Лариса Кадочникова, Сергей Параджанов и Юрий Ильенко на вручении награды за фильм Тени забытых предков, Киев, 1965 г.

Как-то раз в хрущовке у Параджанова, где всегда толклось неимоверное количество самых разных людей, 40-летний Сергей Иосифович взял ее за руку и сказал:

- Лариса, я тебя хочу познакомить с молодым режиссером, учеником Товстоногова: он работает в киевском театре.

Это был Михаил Юрьевич Резникович (1938), который вдруг ее пожурил:

- Лариса, почему вы не в театре? Вы же – театральная актриса. К нам пришла небольшая группа молодых ребят: некоторые из них московскую школу прошли, некоторые – театральный институт имени Ивана Карпенко-Карого закончили. Я закончил мастерскую Георгия Александровича Товстоногова, и мы будем ставить спектакли. Это очень хороший театр: прекрасное среднее и старшее поколение, замечательный директор Леонид Тимофеевич Куропатенко. Непременно приходите.

Вдохновившись разговором с М.Ю.Резниковичем, в 1964 г. Лариса Кадочникова стала актрисой Киевского Национального академического русского драматического театра имени Леси Украинки, где служит, кстати, до сих пор. Это – враки, что из Москвы она приехала в Киев примой: в труппу Ларису Валентиновну взяли сначала… на эпизод спектакля “Чти отца своего” Виктора Лаврентьева и долго присматривались. Тогда в труппу Театра русской драмы имени Леси Украинки в год принимали не больше двух-трех артистов, а творческая конкуренция была высочайшей…

Лариса Кадочникова. 2. Я – не служанка времени
В спектакле "Госпожа министерша", 2001 г. 

К нашему счастью, к счастью театралов, даже в этом году любимая публикой актриса Лариса Кадочникова занята в спектаклях: “Госпожа министерша” (можно посмотреть 6 сентября 2020 г.), “Ангелочек, или Сексуальные неврозы наших родителей” (24 сентября), а также “Актрисе всегда восемнадцать” и “Насмешливое мое счастье”.

*   *   *

Многое за последние 55 лет изменилось, но страсть, жажда сцены не просто остались, а кипят. Впрочем, прошли те времена, когда они с Адой Роговцевой играли по 24 спектакля в месяц. Представляете, играли каждый Божий день, а при этом умудрялись еще в кино сниматься, но при этом ни разу не нарушили театральный репертуар. Театр, нет, Театр эти большие актрисы никогда не подводили… Потом как-то настали годы, когда вдруг стало мало спектаклей, да и киноролей стало мало, но никогда Лариса Кадочникова не представляла своей жизни без этого театра. И – ни в какой другой театр не соглашалась перейти.

Круг замкнулся, парадигма сложилась. В Национальном академическом театре русской драмы имени Леси Украинки она сыграла разные главные роли, но с 1974 г. одной из самых важных и любимых для нее стала Лариса Дмитриевна Огудалова в “Бесприданнице” по пьесе Александра Островского. Эту же роль раннее играла ее мать в кинофильме “Бесприданница” Якова Протазанова.

Кстати, самым главным рецензентом тогда оказалась мама, известная советская актриса Нина Ульяновна Алисова. Специально она приехала в Киев из Москвы на спектакль при участии дочери: сидела в зале, рыдала, а потом за кулисами сказала:

- Ты сыграла Ларису! Ты сыграла эту роль. И зал так тепло тебя принял! – такая похвала дорогого стояла.

Не все знают, что в составе труппы Гастрольного театра сама Нина Алисова целый месяц колесила по стране и 30 дней подряд играла в “Бесприданнице”. Играла до изнеможения, в прямом значении этого слова. Когда закончился последний спектакль, актриса просто упала в обморок.

*   *   *

Родить детей, которых хотел первый супруг – Юрий Ильенко, из-за двух тяжелейших абортов Лариса Кадочникова не смогла, хотя усердно лечилась. Было время, доктора ее убеждали, что у них могут быть дети… Для пары творческих людей, которые, чем дальше, тем больше увлекались – каждый своим творчеством – это было наказание. Потом наступил момент, когда супруги просто устали друг от друга.

Лариса Кадочникова. 2. Я – не служанка времени
В фильме «Вечер накануне Ивана Купала», 1968 г.

Учтите, прожили они вместе 18 лет. И первую декаду как режиссер Юрий Ильенко упрямо снимал жену в каждом своем фильме: “Родник для жаждущих” (1965; сценарий Ивана Драча), “Вечер накануне Ивана Купалы” (1968), “Белая птица с чёрной отметиной” (1971; премия МКФ в Сорренто, оператор – Вилен Калюта), “Наперекор всему” (1972), “Мечтать и жить” (1974; сценарий Ивана Миколайчука).

Так возникла яркая киногалерея колоритных портретов украинских женщин, таких, какими бы их хотел, но в реальной жизни не видел сам режиссер: Пидорка, Дана, Бояна, Мария. Мне кажется, что в кино из своей супруги-актрисы Юрий Герасимович доставал то, что требовала его природа. Требовали ли этого в искусстве природа Ларисы Кадочниковой, для меня вопрос открытый.

Лариса Кадочникова. 2. Я – не служанка времени
Лариса Кадочникова с Юрием Ильенко, 1976 г.

Да, Юрий Ильенко будто опровергал расхожее мнение коллег по цеху, мол-де, у Ларисы Кадочниковой “очень сложное лицо, и снимать крайне сложно”. Однако, когда разладились личные отношения – вероятно, после вымучившей обоих картины “Мечтать и жить” – супруг-постановщик вдруг осознал, что от него не жена, а Муза уходит. Понимаю, как это сложно, когда художнику приходиться выбирать между тем, что ты хочешь и что ты можешь. Но, мне кажется, еще труднее принять, что в таком синкретическом виде искусства, как современный кинематограф, важно принимать ответственность за то, что ты фильм делаешь не для своего самоутверждения, а для того, чтобы максимально раскрыть креативность собранных тобой в команду коллег.

*   *   *

Да, Юрий Ильенко понял, что нельзя в кинематографе жить одной артисткой. Это закономерно… Даже великий Федерико Феллини, от которого без ума была всегда Лариса Кадочникова, снял Джульетту Мазину только в четырех своих картинах… Спустя десять лет супружеской жизни “самой красивой украинской кинопары” отношения не то, что испортились, а себя попросту изжили: начались ссоры, недовольство, непонимание. Ко всему же, Юрий Ильенко открыл для себя другую актрису – Людмилу Ефименко (1951), ранее известную зрителям по роли жены Корчагина по теледраме “Как закалялась сталь” (1973-1975) Николая Мащенко.

Для Ларисы Валентиновны настали непростые времена… Работы в украинском кинематографе вдруг не оказалось. К счастью, что манна небесная, поступило предложение от “Centralna Wytwórnia Programów i Filmów Telewizyjnych Poltel”! После неудачи фильма “Мечтать и жить” ее утвердили на главную роль в картине “Дома из дождя” (“Domy z deszczu”; 1975) польского режиссера Ришарда Бера по рассказу “Дождливый рассвет” Константина Паустовского. И – пригласили на месяц: на съемки, в Польшу.

Лариса Кадочникова. 2. Я – не служанка времени
Лариса и Юрий Ильенко

За это время случилось необратимое, что-то в отношениях супругов сломалось, хотя формально каждый день Юрий Ильенко звонил и… объяснялся в любви к жене. Но она знала уже, что каждый день супруг спит с другой. Когда актриса вернулась со съемок, интуитивно почувствовала: точно появилась соперница... Какое-то время изо всех сил Лариса Валентиновна пыталась сохранить семью, потому что была привязанность, была любовь, была страсть сумасшедшая, но все впустую.

*   *   *

Из Польши Ларису Кадочникову муж встретил, по обыкновению признался в любви, как это было 12 лет назад, когда студент ВГИКа провожал девочку с печальными глазами. Они вернулись домой, в свою милую хрущовку, а спустя час она отправилась на важную встречу. Буквально в нескольких шагах от дома она встретила ТУ женщину, направлявшуюся к их подъезду: веселую, с косичками, летящую…

На нервной почве у Ларисы началось кровотечение, и чтобы окончательно себя не угробить, лечиться она отправилась к маминой младшей сестре, тете Лиде. Домой, на проспект Победы она вернулась через несколько дней, постучала в двери.

- Кто там?
- Юра, это я, Лариса! – Муж растерялся, она застала его врасплох.
- Убирайся отсюда. Или я вызову милицию.

Ничего не видя вокруг, она спустилась вниз, села у подъезда, а через пару минут пулей вылетела она: раскрасневшаяся, пальто нараспашку. Затем вышел супруг:

- Да что ты всё переводишь в трагедию, не преувеличивай!

Ничего слышать Лариса Кадочникова не хотела. Это был окончательный разрыв отношений – грязный, некрасивый конец когда-то красивой истории.

*   *   *

В последовавших кинофильмах: “Праздник печёной картошки” (1976), “Полоска нескошенных диких цветов” (1979), “Лесная песня. Мавка” (1981; по мотивам поэмы Леси Украинки), “Легенда о княгине Ольге” (1982), – режиссер Юрий Ильенко также снимал Музу. Только теперь ею была Людмила Ефименко, в образах – соответственно – Анны, Мирославы Павловны, лесной русалки Мавки и, наконец, княгини Ольги. Словом, после долгих лет совместной жизни их брак завершился шумным разводом и долгой судебной тяжбой… из-за двухкомнатной квартиры площадью 29 м² жилой площади с шестиметровой кухней. Еще в 1963 г. счастливым молодоженам ту жилплощадь выдал многолетний директор Киевской киностудии имени А.П.Довженко Василий Васильевич Цвиркунов (1917-2000).

Лариса Кадочникова. 2. Я – не служанка времени
В спектакле "Обэж", 1985 г.

Поначалу расходилась пара жестко, резко, некрасиво. Муж хотел забрать все, но потом, похоже, понял, что это – неприлично. И они пришли к соглашению: дачу, машину, гараж, деньги – забирает Юрий Герасимович, а Ларисе Валентиновне остается их крошечная квартира на восьмом этаже. Когда после развода она вернулась домой, нахлынуло одиночество. Даже как-то не верилось, что в 1971 г., когда их картина “Белая птица с чёрной отметиной” получила Золотую медаль VII Московского международного кинофестиваля, к ним на эти же вот 29 м² заявилось 100 гостей, пришедших с поздравлениями! Где были теперь все они?

Тем временем младшая на 15 лет Людмила Ефименко родила Юрию Герасимовичу двоих прекрасных сыновей – Филиппа (1977) и Андрея (1987). Жизнь сгладила углы. Страсти давно улеглись, теперь Лариса Валентиновна вздыхает в светлой печали:

- От меня поначалу Юра иметь детей не хотел, даже пришлось избавляться от нежелательной беременности, а когда захотел, стало поздно... К сожалению, в период развода он даже заявлял, что в Украине я не только больше не буду сниматься, но здесь и копейки не заработаю.

*   *   *

В ослепленном состоянии сердца, пытаясь перекрыть кому-то кислород, как часто мы бываем беспощадными… Был момент в 1982 г., когда Лариса Валентиновна серьезно пыталась оставить Киев и вернуться в Москву. В откровенном разговоре художественный руководитель Московского театра “Современник” Галина Волчек (1933-2019), всегда симпатизировавшая актрисе, прямо заявила соискательнице:

- Вряд ли ты теперь в нашей труппе будешь играть такие роли, как Лариса из “Бесприданницы”. То есть к нам ты вернуться можешь, но за это время появилось много великих актрис, которые серьезно заявили о себе.

Лариса Кадочникова. 2. Я – не служанка времени
В спектакле "Бесприданница", 1973 г.

Дальше – больше, то есть еще больше проявилась женская солидарность. Была у Ларисой Кадочниковой тогда реальная возможность поступить в Московский академический театр имени В.В.Маяковского. Театральный режиссер Алла Кигель (1932) как раз хотела поставить там “Дядю Ваню” и предложила руководству театра Ларису Кадочникову на роль Елены. Актрису вызвали в Белокаменную – она показалась, и директор Михаил Зайцев с художественным руководителем Андреем Гончаровым пришли в восторг.

Впрочем, обозначилось одно “но”… В театре имени В.В.Маяковского также блистали замечательные актрисы, как минимум, пять-шесть “звезд”. Нет, ее настоятельно звали: – “Лариса Валентиновна, переезжайте!” Пока она раздумывала, сомневаясь – дескать, точно не впишется в устоявшуюся труппу – ситуация разрешилась по-московски. Кто-то из коллег прослышал, что Кадочникову из Киева собираются брать на роль Елены в спектакль “Дядя Ваня” – и звезды кучей поставили ультиматум главрежу. Синдром собаки на сене убивает саму собаку. Как сказала румынская писательница Кармен Сильва (Elisabeth zu Wied; 1843-1916):

- Счастье – это единственное, что можно дать другому, не отнимая ничего у себя.

*   *   *

…В последний раз бывшие супруги виделись на похоронах актера Леся Сердюка (1940-2010) – в конце мая 2010 г. Прощание с артистом проходило в Национальном драматическом театре имени Ивана Франко. Лесь Сердюк был лучшим другом Богдана Ступки – тот просто не мог стоять и смотреть на покойного коллегу, потому вышел в коридор. Юрий Ильенко постоял с женой Людмилой и тоже вышел.

Лариса Кадочникова. 2. Я – не служанка времени
В фильме "Пусть он выступит", 1981 г.

Следом, за бывшим мужем, последовала и Лариса Валентиновна. Давно она не видела Юрия Герасимовича, но слышала, что тот тяжело болен. Мужчина, когда-то осыпавший ее огромными букетами мимоз, стоял и молчал, но глаза на истощенном лице были полны слез. Бывшая жена понимала – у них остается мало времени, потому подошла первой и молвила:
- Юра, я все знаю.
Он посмотрел и переспросил:
- Видишь, ты видишь, какой я стал?
- Вижу, – ответила она. – Я желаю тебе здоровья. Все остальное у тебя есть.
Дальнейшее признание просто ее обескуражило:
- Спасибо, Лариса, я очень, очень виноват перед тобой.

…Прошли каких-то две недели, в средине июня 2010-го Лариса Валентиновна пришла на похороны Юрия Герасимовича. Нет, она не смогла не прийти... Падкие на сенсации журналисты бросилось к ней, но она сказала об умершем только хорошее, хотя разное случалось в их супружеской жизни:

- Из жизни ушел гений украинского кино, фантастически талантливый человек. Мне безумно жаль, мне безумно жаль.

Спустя несколько дней после похорон Юрия Ильенко, и к ней на подоконник, в их крохотную хрущевку на проспекте Победы стали прилетать и садиться белые голуби. И тогда с легкой печалью на лице Ларисы Валентиновны мелькнула улыбка:

- Юра мне все простил, и я ему все простила, и он ко мне снова вернулся.

*   *   *

Это молодость судит, а зрелость отпускает грехи.

Начиная со второй половины 1970-х гг., она действительно снималась не так много, как хотелось. Не только в УССР, но и в РСФСР. Из теле и кинокартин Ларисы Кадочниковой следует назвать следующие: “На край света” (1975), “Время – московское” и “Предположим, ты капитан” (оба: 1976), “Насмешливое мое счастье” (1977; фильм-спектакль), “Хористка” (короткометражка) и “Море” (оба: 1978), “Взлет” (1979), “Заключенный Второй авеню” (фильм-спектакль), “Красное поле” и “Черная курица или Подземные жители” (все: 1980), “Как важно быть серьезным” (1981; фильм-спектакль), “Пусть он выступит” (1982), “Надеяться” (1984; фильм-спектакль), “Голубая роза” (1988), “Мечта, не предай” и “Священные чудовища” (оба: 1990; фильмы-спектакли).

Лариса Кадочникова. 2. Я – не служанка времени
В фильме "Красное поле", 1980 г.

С обретением Украиной независимости работы у популярной киноактрисы, вроде бы, прибавилось. Да только все по общему уровню картин желало оставаться лучшим. Последовали ленты при участии Ларисы Кадочниковой, а именно: “Киевские просители” (1992), “Бешенные деньги” (1995), “Поиски любви”, “Седьмое небо” и “Дедушка моей мечты” (все: 2005), “А жизнь продолжается” и “Четвертая группа” (оба: 2006), “Садовник” (2007), “Смерть шпионам. Крым” (2008), “Сюрприз!” (2009), “Мама напрокат” (2010), “Генеральская сноха”, “Невеста моего друга”, “Полёт бабочки” и “Порох и дробь” (все: 2012), “Шеф полиции” и “F63.9 Болезнь любви” (оба: 2013), “Турецкий транзит” (2014), “Офицерские жёны” (2015), “25-й час” и “Бестселлер по любви” (оба: 2016), “Капитанша” (2017), “Путешествие к центру души” “Чужая Жизнь” (оба: 2018), “Капитанша 2” (2019).

Лариса Кадочникова. 2. Я – не служанка времени
В фильме "Полёт бабочки", 2012 г.

При всем этом, по моему глубокому убеждению, только Сергей Параджанов с присущим ему феноменальным методом “несобственно прямой субъективности” (Пьер Паоло Пазолини) точно знал, а главное, понимал, как на съемочной площадке работать с уникальной актрисой Ларисой Кадочниковой.

Можете даже не спорить, по-настоящему творческий человек редко свыкается с поставленными ему рамками. С годами все глубже приходило понимание: как вид искусства, кино и театр построены на клинической зависимости от режиссера, коллег по труппу, репетиций, мастеров света, звука, декораций, наконец, источника финансирования. Между тем, истинный художник при любых обстоятельствах должен хранить свою творческую независимость. И тогда Лариса Валентиновна попробовала вернуться к давно забытому занятию – к живописи, где каждый Божий день ты строишь мир по собственному разумению.

*   *   *

Лариса Кадочникова. 2. Я – не служанка времени
Лариса Кадочникова, 1968 г.

Теперь Лариса Кадочникова – известный художник, автор многочисленных графических работ; в Стокгольме у нее купили две дюжины картин, одну, но добрую – в Киеве. На вопрос “Что заставило Вас заняться рисованием?” – Лариса Валентиновна заулыбалась и сказала, что к карандашу и краскам ее подтолкнула не слишком гладко складывающаяся актерская судьба. Ни в театре, ни в кино ей не представлялось возможности полностью выразить свои творческие стремления. И вот нашелся неожиданный выход – рисунки.

На самом деле в их семье когда-то прекрасно рисовал папа, режиссер- мультипликатор Валентин Иванович Кадочников. Похоже, способности передались старшей дочери генетически. А еще в разговоре Лариса Валентиновна призналась

- Именно Сергей Иосифович Параджанов подтолкнул меня к рисованию. У актеров часто бывают периоды простоя, когда нет работы ни в театре, ни в кино. Вот в один из таких периодов я стала рисовать. Показала Параджанову, которому, в принципе, ничего не стоило сказать: “Это гениально!” Но когда Сергей Иосифович это сказал мне, его слова вселили веру в себя. Я очень счастлива, что есть такая отдушина. Когда я рисую, я по-настоящему свободна.

Прошли десятилетия, в своей профессии многого каждый из них достиг… Илья Глазунов и Лариса Кадочникова превратились в самодостаточных творцов, известных не только в стране, но и в мире. Чтобы и дальше реализовывать себя в искусстве, Лариса Валентиновна стала активно рисовать и как-то раз решила показать работы одному из художников, составлявших творческий коллектив Кукрыниксы.

*   *   *

И плакатист так восхитился увиденным, что показал картины Илье Глазунову. Его реакция художницу обескуражила: тот сказал, дескать, в них много… дьявольщины, Чур меня, чур меня! Хотя это были карандашные наброски с репетиций. Похоже, Илья Сергеевич ревностно не желал, чтобы бывшие любовники хоть где-то пересекались. Даже – в живописи! Не помню, кто это заметил, но:

- Отдаваясь, женщина воображает, что передала партнеру вечность, тогда как мужчина считает, что получил минутное удовольствие.

После полстолетнего перерыва, в 1990-х они все-таки встретились в Москве, посмотрели друг на друга, как чужие: сказать было нечего... Даже не верилось, что когда-то Лариса так тяжело переживала их расставание, ревела, ночами не спала, избавилась от ребенка. Мир не изменишь: мужчина изучает женщину, как барометр, хотя в результатах наблюдений часто не уходит далее завтрашнего дня.

Лариса Кадочникова. 2. Я – не служанка времени
В фильме "Порох и дробь", 2012 г.

Кстати, во второй раз Илья Глазунов и Лариса Кадочникова могли встретиться в 2013 г. – на съемках документального фильма “Лариса Кадочникова. Автопортрет”... Режиссер Дмитрий Томашпольский даже хотел, чтобы в ленте появился эпизод их встречи. Сначала 83-летний мэтр пафосной живописи дал согласие, но потом… решительно отказался. Похоже, Илья Сергеевич попросту побоялся, что Муза увидит его постаревшим, обрюзгшим, далеко не молодым красавцем. Больше они не общались, даже не пытались.

*   *   *

В ее жизни не все мужчины были такими.

Когда в 1988 г. Лариса Валентиновна праздновала юбилей и решила устроить творческий вечер в Красном зале Дома кино, 64-летний Сергей Параджанов уже умирал от рака легких, поэтому в Баку интенсивно работал над своим последним, так и не законченным фильмом-памятью “Исповедь”, сценарий которого был им написан в Киеве за шесть дней 1969 г.:

- Тбилиси – некогда Тифлис – отличается и отличался от всех других городов предрассудками. Если курица кричит петухом – это к смерти. Если зимой белым цветом зацветает вишня – это к смерти. Тетя Аничка, женщина с зобом, в платье из черного сатина, догоняла черную наседку, прокричавшую петухом... На балконах стояли соседи и требовали срубить вишню. Вишня зацвела зимой белым цветом. Аничка рубила ствол вишни, проклинала ее, плакала…

Знаменитый украинский режиссер Леонид Осыка (1940-2001), который недавно выпустил в прокат картину “Войдите, страждущие!”, дал актрисе бакинский телефон, но предупредил: вряд ли, маэстро сможет приехать. Она позвонила и – невероятно! – Гений оказался в гостиничном номере.

Выслушав, Сергей Иосифович выдержал паузу. А потом объявил:
- Да я приеду. – Тем же вечером в ее киевской квартире раздался звонок, а второй супруг Михаил Саранчук в трубке услышал:
- Через полчаса спускайся вниз.

Лариса Кадочникова. 2. Я – не служанка времени
В фильмк "Мечтать и жить", 1974 г. 

И два любимых мужчины Ларисы Валентиновны вскоре внесли в хрущовку размером в 29 м² три огромных пакета: в одном был коньяк, во втором – разные травы, которые Сергей Иосифович просто обожал, в третьем – восточные сладости. Более щедрого и более доброго человека в жизни она не встречала. Когда уже шел творческий вечер Ларисы Кадочниковой, с нетерпением публика ждала выступление Параджанова. И действительно, в конце вечера Сергей Иосифович пробежал через весь Красный зал Дома кино, достал золотую шаль и набросил юбилярше на плечи. Не представляете, как зал взорвался аплодисментами.

*   *   *

Говорят, время лечит… Это – с одной стороны. С другой – сердцу не прикажешь. В юности Лариса Валентиновна с головой бросилась в странные отношения. Ведь Илья Глазунов окружил чистую девушку вниманием. Похоже, художник любил Музу – за преданность, чистоту, редкую красоту. По прошествии многих лет себе она призналась, что такой любви, как с Ильей Глазуновым, в ее жизни больше не было. Да, она точно любила первого мужа – Юрия Герасимовича Ильенко, со вторым – экс-директором Национального академического театра русской драмы имени Леси Украинки Михаилом Саранчуком, больше 30 лет находилась в изумительных отношениях, о которых говорят – “как за каменной стеной!”. Только настоящая любовь у человека одна.

Лариса Кадочникова. 2. Я – не служанка времени
В фильме "Путешествие к центру души", 2018 г.

Тут важно сказать, что и с третьим мужем Ларисе Валентиновне безумно повезло, как высказалась актриса, в 1989-м году Михаил Иосифович “был Богом послан”.

- Долгое время Михаил работал директором нашего театра. Однажды его упрекнули нашими отношениями,

Читайте также:
Комментарии
Добавить комментарий
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Популярное:
Читаемое: