Вирусная эпидемия 2009. Как это было

Украинцы уже сталкивались с вирусной атипичной пневмонией, которая унесла сотни жизней сограждан
Украинцев, эвакуированных из китайской провинции Хубэй, вернули на Родину. И это многих напрягает – вплоть до пикетов и подготовленных к поджогу шин: а что, если вирус вырвется наружу? С другой стороны: эпидемия, как сообщает официальный Пекин, идет на спад. И это должно успокоить.
Но кто знает, где болезнь проявится в мире снова? Готовы ли мы, в Украине, к серьезной ее вспышки на наших просторах? И с точки зрения системы здравоохранения, и с точки зрения общественной психологии?
Если вернуться на несколько лет в прошлое, то вспоминаем, что с эпидемическим вызовом украинцы уже сталкивались – это была вспышка пандемического гриппа А(H1N1) в 2009 году. Вспомним, как действовали тогда власти и готова ли была к эпидемии система здравоохранения?
Тревогу забили уже в конце октября 2009 года: ежегодная сезонная заболеваемость гриппом внезапно начала приобретать нетипичные признаки. Эпидемия началась в Тернопольской, Ивано-Франковской и Львовской областях в период 10-12 октября того года и быстро охватила широкие слои населения.
На 30 октября 2009 года количество умерших от пандемического гриппа, по данным областных управлений здравоохранения Тернопольской, Ивано-Франковской, Львовской, Черновицкой, Ривненской областей, достигло 34 человек.

30 октября президент Виктор Ющенко созвал Совет национальной безопасности и обороны, который констатировал: «Службы Министерства здравоохранения Украины с опозданием отреагировали на очевидные угрожающие тенденции и не предприняли необходимых профилактических мер для снижения угрозы жизни и здоровью людей».
Были отмечены «недостаточная готовность центральных и местных органов исполнительной власти принимать согласованные решения и ненадлежащее финансирование соответствующих мероприятий», всоедствие чего «можно прогнозировать дальнейшее осложнение эпидемической ситуации». Дефицит лекарственных и защитных средств «вызвал панику среди жителей пострадавших областей», а отсутствие четкой практической методологии борьбы с болезнью «может приводить к медицинским ошибкам».
Оперативно начала работу Государственная чрезвычайная противоэпидемическая комиссия при Кабинете министров Украины и соответствующие комиссии при облгосадминистрациях. Было поручено создать резервы медицинского оборудования, антивирусных препаратов, средств индивидуальной защиты, а также вакцин, дезинфекционных средств, усилен противоэпидемический режим и проведен комплекс дезинфекционных мер в местах массового пребывания людей (аэропорты, железнодорожные и автобусные вокзалы и тому подобное), в образовательных учреждениях, учреждениях культуры. Ограничено проведение массовых культурно-развлекательных и других мероприятий, связанных с большим скоплением людей. К оказанию медицинской помощи были привлечены медицинские части и подразделения МВД и Министерства чрезвычайных ситуаций, военные госпитали Министерства обороны Украины.
Президент Украины Виктор Ющенко обратился за международной помощью в борьбе с эпидемией гриппа и указал перечень необходимых препаратов и оборудования, в которых нуждалось государство.

Впрочем, быстро преодолеть эпидемию не удалось. Более того, на 5 ноября 2009 года в Украине было зарегистрировано уже больше 763 тыс. больных гриппом и острыми респираторными заболеваниями, госпитализировано около 40 тыс. человек, из них – более 16 тыс. детей.
Количество умерших от пандемического гриппа быстро достигло цифры в 109 человек, среди них – один ребенок и три беременные женщины. Смертность достигла порога 10 человек в сутки. Особенно угрожающей была ситуация на западе Украины. Общественные настроения здесь достигли панической планки.
(Вполне возможно, именно память о тех катастрофических месяцах и вызвала паническую реакцию последних дней в западных областях Украины – из-за сообщения о возможной доставке в медучреждения областей украинцев, эвакуированных из зоны, где свирепствует коронавирус COVID-19.)
Реагируя на угрозу, которая становилась все более ощутимой, Верховная Рада 5 ноября 2009 года в оперативном порядке приняла специальное постановление «О ситуации, сложившейся в связи с эпидемией гриппа и пандемического гриппа А(Н1N1), и первоочередных мерах противодействия ее распространению». В ней указано, что эпидемию не удалось локализовать. В частности и потому, что в регионах отсутствовали тест-системы для диагностики Калифорнийского гриппа, достаточное количество лекарственных и защитных средств. Не было возможности провести вирусологический мониторинг циркулирующих в стране вирусов гриппа.
ВРУ обязала Кабинет министров закупить в больших масштабах тест-системы и специфические антивирусные препараты, развернуть дополнительную госпитальную базу для оказания медицинской помощи, проконтролировать наличие в аптеках необходимых лекарств, санитарных препаратов и средств индивидуальной защиты (марлевых масок и др.) и установить контроль за ценами на них.
К борьбе с эпидемией были привлечены врачи-пенсионеры и студенты-медики. Врачам, которые работали с больными пандемическим гриппом, установили доплаты в размере четырех должностных окладов, а семьям тех из них, кто заболел и умер во время выполнения служебных обязанностей, постановили оказывать матпомощь в размере 100 тыс. гривен.
И еще один важный пункт Постановления:
«1.8. Срочно решить вопрос о закупке аппаратов искусственной вентиляции легких, которые соответствуют международным стандартам оказания медицинской помощи больным, находящимся на искусственной вентиляции легких длительный период, с обязательным наличием в этих аппаратах мембранных оксигенаторов, необходимых режимов вентиляции легких, функции кондиционирования дыхательной смеси, возможности подбора оптимальных параметров вентиляции (с интеллектуальным режимом вентиляции, что адаптируется), а также реанимобилей, аппаратов искусственной почки и другого оборудования в соответствии с потребностями регионов».
Почему этот пункт важен? Потому что искусственная вентиляция легких – сегодня едва ли не единственное испытанное средство борьбы с атипичной пневмонией, вызванной коронавирусом COVID-19... А аппаратов ЭКМО (экстракорпоральная мембранная оксигенация) в Украине на сегодня – единицы (врач Борис Тодуров предположил, что их меньше 5 штук – а значит, с их помощью можно спасти только 5-х больных).
Очевидно, после естественного спада заболеваемости Калифорнийским гриппом в 2010 году никто и не подумал выполнять пункт 1.8 постановления Верховной Рады...
15 декабря 2009 года Верховная Рада приняла в целом закон о выделении дополнительных средств на борьбу с эпидемией. На эти цели было дополнительно направлено 608 млн гривен. 22 декабря президент Ющенко подписал этот закон.
В Украине начали закрываться на длительный карантин школы и вузы, медики призвали не выходить из дома без марлевых повязок. В аптеках стали дефицитом все противовирусные препараты.

Благодаря принятым мерам (а, возможно, из-за естественных причин – весеннее потепление) – эпидемия сошла на нет. Худшие ожидания не оправдались.
Однако итоговые цифры оказались впечатляющими. В целом за время эпидемии в стране было зарегистрировано около 5,6 миллиона случаев заболевания гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ), госпитализировано 345 тысяч больных. От осложнений умерли 1125 человек. (Эта цифра сопоставима с тем, что мы сейчас имеем в Китае).
Итак, опыт борьбы с пандемиями, подобными коронавирусу COVID-19, у нас есть. Вопрос в том, сделали ли мы выводы из истории десятилетней давности? Стали ли допущенные тогда ошибки уроком для системы здравоохранения, власти в целом, для общества? Готовы ли мы к подобным испытаниям?
Потому что кажется иногда, что списав все на партийный пиар Юлии Тимошенко, украинцы успокоились и забыли, как все было на самом деле.
Марьяна Рабченюк, Евгений Якунов. Киев