Москва
Последние новости
» » Чему и как учили в древности, или Про бычий хвост и ослиную лавку


Чему и как учили в древности, или Про бычий хвост и ослиную лавку

Дата: 02 сентябрь 13:02

Чему и как учили в древности, или Про бычий хвост и ослиную лавку

По случаю начала нового учебного года рассказываем о школе в древние времена

Опять 1 сентября - второе «ковидное», но, как всегда, такое волнующее для всех: и для детей, которые пойдут в первый класс, и для взрослых, которые впервые будут собирать и отправлять малышей, как говорил Григорий Сковорода, «в большое житейское море». Нынешнее образование, по сравнению даже с тем, что было 20-30 лет назад, не говоря уже о более древних временах - что-то невероятное, скорее похожее на сказку, волшебство, по сравнению с прошлым. Впрочем, неизменным, по крайней мере пока, остается формула «ученик - учитель», и школ пока никто не отменял - они существуют по всему миру - от самых бедных в Южном Судане до самых престижных частных учебных заведений Великобритании.

Укринформ предлагает совершить экскурс в прошлое: как и чему учились дети в эпоху античности? Что было главным, что - второстепенным, а на что вообще не обращали внимания? А как было во времена Григория Саввовича Сковороды? Как наказывали за непослушание в школе древней Греции и как - в Украине XVII века? Что такое нотата? А калькулюм?

Откуда пошла школа, или О грушке, которую не съешь

История европейского образования начинается с Древней Греции, хотя и до этого в разных уголках мира детей учили читать, писать и считать как только зародилась цивилизация. Можно вспомнить Древний Китай или Индию, где школы появились гораздо раньше чем в Европе.

Чем нынешнее образование отличается от того, что было в древности? Тем, что оно изначально нацелено на получение знаний, которые впоследствии можно будет применить при выборе профессии. Дети, идущие в первый класс, обязательно продолжают учебу и именно так получают профессию. Это в основном утилитарный подход: «Что (или сколько) я буду иметь с того, что я это буду учить?». В эпоху античности образование нужно было прежде всего для того, чтобы быть достойным гражданином и приобрести черты, присущие свободному человеку - выносливость, смелость, умение овладевать собой и своими эмоциями и желаниями. Эта греко-римская модель оказалась достаточно живучей, даже несмотря на существенные образовательные коррективы, вплоть до ХХ века.

Чему и как учили в древности, или Про бычий хвост и ослиную лавку
Скоропадский Иван Михайлович - украинский меценат, основатель Тростянецкого дендрологического парка. Дед гетмана П. П. Скоропадского

Яркий пример владения собственными «хочу» приводит гетман Павел Скоропадский в своих «Воспоминаниях». Урок он получил в детстве от деда, Ивана Михайловича Скоропадского: «Помню, идем мы с ним через фруктовый сад. Садовник дает мне несколько прекрасных груш. Я, конечно, собираюсь одну съесть. Дед обращается ко мне и говорит: «Если ты хочешь потом, когда будешь большой, быть человеком, которого другие будут уважать, ты не должен делать того, что подсказывает твой живот, а то, что тебе подсказывает твой ум, и постоянно себя в этом развивать различными способами. Вот у тебя груша, тебе приятно ее съесть, а ты скажи себе - нет, я ее сейчас не съем, а съем сегодня вечером или совсем не съем, а подарю брату. Если ты постоянно так в мелочах делать, ты себе разовьешь волю, и это тебе в жизни очень пригодится»».

В общем, античная идея образования как совокупности дисциплин, которые могут подготовить человека к различным занятиям, дошла и до нашего времени.

I. Школа Древней Греции

Обучение в Древней Греции началось примерно с V века до н. е.. Школы были маленькие, на 20, максимум на 50 человек, чтобы учитель вместе с помощником, смог донести до учеников передаваемые знания. Собирались где только могли, в основном в доме учителя (примитивное глиняное здание), или на городском портике, отгородившись от улицы какой-нибудь занавеской.

Образование было платное, но платили учителю немного, как средней руки мастеру. Учитель сидел на высоком стуле, а дети - возле него на низеньких стульчиках. Столов не было, писали на коленке. Вместе учились и старшие, и младшие дети в возрасте от 6 до 14 лет. Одни учили, повторяли задачи, другие отвечали. Учились утром и вечером с большим перерывом на обед. Выходных не было, кроме семейных и городских праздников. Когда умирал в Лампсаке выдающийся философ Анаксагор (около 428 года до н.э.) и горожане спросили, каким образом они могут почтить его память, он попросил, чтобы в тот день у школьников не было занятий. Конечно, школьники обрадовались ...

Письмо и чтение: только вслух + деревянные тетради

Читать учились по слогам: «бета-альфа - ба, гамма-альфа - я, бета-ламбда-альфа - бла, гамма-ламбда-альфа - гла...» и т.д., разные словосочетания запоминались, пока не начинали узнаваться с первого взгляда. Учиться читать «по звукам», как сейчас, начали только каких-то сто с лишним лет назад. Поэтому сначала были слова, а затем фразы, обычно что-то не только поэтическое, но и поучительное:

«Приятно, если умный сын в доме растет...

Пусть все вместе несут сообща бремя общее...»

Читали только вслух. Привычка читать про себя появилась позже. И читать по-гречески предложения, в которых не было пробелов между словами, а только ударения, было очень трудно. На умевшего читать про себя, смотрели как на чудо.

Много учили напамять. У судебных ораторов, которые должны были помнить огромное количество судебных речей, память бывала просто фантастической. Например, некоторые могли, лишь раз услышав первые сто строк стихотворения, сразу же их повторить... от конца к началу.

Читали и учили на память известных греческих поэтов. Для чего? Чтобы знать героев и подражать им.

Чему и как учили в древности, или Про бычий хвост и ослиную лавку
Писали на небольших дощечках, покрытых воском

Писали на небольших дощечках, покрытых воском. Писали стилосом – палочкой, острой с одного конца и тупой с другого. Тупым концом заглаживали ошибки, неправильно написанное.

Почти все средневековье писали подобным образом. А тетради были деревянные, покрытые слоем воска. На воске хорошо писать прямые линии и очень неудобно - изогнутые.

Математика: стихотворные задачки

С математикой у древних греков было сложнее. Для упражнений существовала специальная доска в клетку, которую называли «абак». В ней клетки для единиц, десятков, сотен и т. п. В ячейки клали бобы или камешки, от одного до девяти. На этих «клеточных» счетах было нетрудно научиться сложению, вычитанию и даже умножению, а вот делить было труднее. Позже учились считать в уме. В греческих хозяйственных отчетах, обрывках счетов, которые дошли до нашего времени, немало ошибок, что свидетельствует о низком математическом образовании древних греков...

Впрочем, чрезвычайно интересными, или, как бы сказали сейчас, креативными, были арифметические задачи в стихах. Их автором был Метродор, ученик философа Диофанта Александрийского, которого считают «отцом алгебры».

Чему и как учили в древности, или Про бычий хвост и ослиную лавку

Вот еще пример: «Спорят две статуи / - Дай мне две мины и стану / я вдвое тебя тяжелее! / - Дай мне столько ты - / тяжелее тебя вчетверо стану. » (Первая статуя весит 3 и 5/7, вторая - 4 и 6/7 мины). Вот такие задачи решали древние греки.

Музыка, пение и спорт

Учиться музыке было обязательно. Пели в унисон, без многоголосия. Петь нужно было, чтобы участвовать в городских праздниках. Каждому гражданину Древней Греции хоть раз в жизни приходилось участвовать в праздничных торжествах. А еще считалось, что музыка лечит и развивает чувство прекрасного. Нот тогда еще не было - учились с голоса. Самым популярным музыкальным инструментом была кифара с семью струнами. Сначала играли и на дудке, но во время игры на ней слишком некрасиво надуваются щеки, а это не подобает свободному гражданину, который должен быть всегда красив. И тогда дудку оставили рабам.

Очень важными были у греков и занятия спортом - еще бы, ведь гражданин полиса в случае военной угрозы должен был стать в фалангу. Для тренировок посещали гимнос. Спортом греки занимались обнаженными, отсюда и название - гимнасий как место для тренировок.

Чему и как учили в древности, или Про бычий хвост и ослиную лавку

Эту низшую школу в древней Греции проходили почти все дети свободных граждан. Даже самые бедные получали азы знаний. В Древней Греции почти не было неграмотных. А вот полуграмотных - подавляющее большинство. Затем, если у тебя были деньги и способности, ты мог учиться дальше, брать уроки у математиков, врачей, филологов, философов. Но подобное могли себе позволить далеко не все желающие.

Как наказывали непослушных

Непослушных учеников в Греции наказывали. Их порой били, к тому же родители иногда сами просили, чтобы учитель наказал их чадо. У Геродота есть интересная сценка, где описано, как мать притащила к учителю Ламприску своего сына-бездельника и слезно просит, чтобы тот наказал его. Женщина жалуется, что подросток забросил учебу, зато непрестанно играет в игры (не компьютерных, а азартные), а еще начал заходить в кабак, где «пьянка и игра». Она говорит:

«Просим мы с отцом его

прочитать вслух нам

Стихи, которые в школе

напамять учат,

- Он цедит, как по капле:

«А-пол-лон - светлый ...» »

И добавляет гневно: «Ослов ему нужно, дураку, пасти». И учитель Ламприск с удовольствием избил ленивого ученика бычьим хвостом. Избивая, приговаривал:

«Нет, негодяй ты, малый!

Если попадешь в рабство,

То грош тебе цена и там

на любом рынке!..»

Образованные рабы, умевшие читать и писать - стоили дорого и были очень ценным товаром.

Софисты, или Зарождение высшего образования

Примерно с того же V века до н.э. в Греции появляются софисты, или мудрецы. Эти люди прямо заявляют о своей компетенции в какой-то области. И они начинают эту компетенцию продавать. Так фактически зарождается высшее образование. Подобная практика вызвала сначала осуждение греческого общества - считалось, что обучать должен просто кто-то из старших, например, отец или дядя, но не чужой человек.

Чему и как учили в древности, или Про бычий хвост и ослиную лавку
Софисты странствовали из города в город и читали лекции

Софисты странствовали из города в город и читали лекции всем желающим, кто мог за это заплатить. За одну лекцию брали одну драхму (серебряная монета в Древней Греции). Цикл обучения мог состоять из 50 лекций. Вскоре, в IV в. до н.э. начали появляться постоянные школы, такие как Академия Платона и школа Исократа. Там изучали арифметику, геометрию, музыку и астрономию.

А еще научить человека правильно мыслить в разных направлениях путем диалектических упражнений.

II. Римская школа

Рим перенял образовательную модель у Греции. Правда, к спорту там относились несколько иначе, считая, что благодаря спорту нужно воспитывать не красивых юношей, а умелых и сильных воинов. Римляне перенесли спортивное воспитание на открытый воздух. Например, об интенсивных тренировках на Марсовом поле сообщает Гораций. Бег, борьба, плавание - юношей воспитывали в духе воинов.

Было еще одно существенное отличие: если в Греции к учителям начальной школы относились более или менее нейтрально, то в Риме - пренебрежительно. В социальной иерархии они занимали низшие ступени. Обычно это было дело вольноотпущенных рабов. Случалось, что бедолагам приходилось выпрашивать плату за обучение у родителей учеников, не спешивших отдавать кровно заработанные деньги.

Чему и как учили в древности, или Про бычий хвост и ослиную лавку
Юные римляне начинали изучали право - Законы 12 таблиц

Римляне первыми ввели изучение в школе истории. Также довольно рано юные римляне начинали изучали право - Законы 12 таблиц. Например, Катон Старший в конце III - начале II века до н.э. лично следил за тем, чтобы его сын хорошо изучил римское право и римскую историю. Для этого он сам написал учебник по истории.

Не забывали римляне и насмехаться над греками, замечая, что те способны заниматься чем угодно, лишь бы не умереть с голоду. Но при этом существовал греческий литературный канон, а греческий язык был языком образованного человека. Знание греческого языка и литературы, умение цитировать греческих авторов было свидетельством принадлежности к высшему социальному кругу.

Частью древнеримского образования было также обучение девочек кулинарному мастерству, вязанию и шитью. Девочку учили также чтению и письму, но после окончания начальной школы ее образование завершалось - все, что девочке нужно знать, должна была сообщить дома мать.

Чему и как учили в древности, или Про бычий хвост и ослиную лавку
Древнеримская фреска из Помпеи

Стоит также заметить, что в Риме, в противовес той же Греции, дети из беднейших слоев населения не имели доступа к учебе. С самого малолетства они вынуждены были работать. К слову, в Древнем Риме существовало около 200 профессий. Четырехлетний ребенок из бедной семьи мог работать на очень тяжелом месте - например, в шахте. Да и, собственно, такого понятия как «детский труд» или «детство» вообще тогда не существовало.

III. Как учились в Киево-Могилянской академии в XVIII веке

Первые школы появились в Украине еще в эпоху Руси и чем-то были похожи на древнегреческие, где детей учили азам письма и счета. Известно даже, что в Киеве в 1086 году при одном из монастырей Анной Всеволодовной, дочерью киевского князя Всеволода Ярославича, была основана школа для девочек. То есть, мы имеем долгую и интересную образовательную традицию. Но посмотрим, как учились в Украине в ХVIII веке, во времена выдающегося украинского философа Григория Саввовича Сковороды.

Чему и как учили в древности, или Про бычий хвост и ослиную лавку
Преподаватели (верхний ряд) и выпускники Киево-Могилянской Академии

Известно, что Григорий Сковорода закончил четырехлетнюю дьяковскую школу, а затем, с 12 лет продолжил обучение в Киево-Могилянской академии. Это был 1734 год, и Могилянка переживала свой расцвет. Это было всесословное заведение, дававшее прекрасное образование, но не готовившее к какой-то конкретной службе или профессии. Ученик мог когда угодно покинуть академию. «А ученик всяк содержится на свои партикулярные средства или как сможет», - писал киевский митрополит Рафаил Заборовский в письме Синоду. Подавляющее большинство учеников были детьми небогатых родителей, были и сироты. Последним было особенно тяжело.

В Могилянке тогда обучалось 1160 человек, из которых 388 относились к духовенству, а 772 были светскими. Прием в академию происходил в конце августа - начале сентября. Принимали ребят в возрасте от девяти до пятнадцати лет. Преимущественно все они были с Гетманщины. Дети должны были сдать два экзамена - устный и письменный, показав свое умение читать и писать на славянском и книжном украинском языках, а также считать. Плюсом было и знание основ латинского языка.

Академический год начинался в первых числах сентября и продолжался до середины июля. Учили разные предметы: грамматику, поэтику, риторику, философию, богословие, а также языки: греческий, еврейский и немецкий (последний был наиболее распространенным языком в то время в Российской империи). А «главным» языком, как сейчас английский, была латынь.

Чему учили в первых классах

В первом классе, который назывался аналогии, или фарой, изучали грамматику книжного украинского и польского языков. Но предпочтение, все же, отдавали именно польскому. Во втором классе изучали грамматику. Занятия велись исключительно на латыни. С этого класса все ученики должны были общаться между собой только на ней. Даже пожаловаться учителю на товарища-драчуна, который разбил тебе нос, можно было только на латинском языке. В бурсе следовало также разговаривать на латыни. В последнем грамматическом классе ученики настолько хорошо овладевали ею, что она становилась языком мышления.

Кто такой аудитор и как называлась первая скамья

Чему и как учили в древности, или Про бычий хвост и ослиную лавку
Спудеи

У учителя были своего рода помощники из учащихся – самые способные. Они проверяли знания других. Их называли аудитор. Аудитор проверял домашние задания и ставил соответствующую оценку на отдельном листочке, который назывался нотата, или эрратив, и подавал ее учителю. Оценки были такие: «знает», «не знает», «не все знает», «ошибался», «абсолютно ничего не знает». За успехами самых аудитор следили лучшие ученики - auditorem auditors.

За первыми рядами сидели успешные ученики. Первая скамья называлась senates. На последних сидели те, кто нарушал дисциплину и отставал в учебе. Григорий Сковорода всегда сидел за первой скамьей. А вот Иван Франко, который жил после Григория Сковороды где-то через 150 лет, не слишком любил свою школу и сидел в основном на последней, «ослиной лавке»... Но всегда становился первым учеником благодаря феноменальной памяти.

Что такое калькулюм?

Ученики должны были иметь при себе calculum - небольшой сверток бумаги в специальном футлярчике. Он доставался от своих приятелей тому, кто нарушал правило говорить на латыни, или говорил с множеством ошибок. От этого предмета нужно было как можно скорее избавиться, передав кому-то другому, кто больше тебя ошибался. Если calculum оставался на ночь, то аудитор делал отметку, что калькулюм «переночевал у господина такого-то». Товарищи смеялись над неудачником, к тому же, учитель наказывал его березовыми розгами.

А субитка?

Каждую субботу ученики сдавали все то, что они прошли за неделю. Непослушные и лентяи получали березовой каши. Эти субботы назывались «субитками» - sabbativa.

В конце каждого месяца проходили публичные экзамены. Примечательно, что переводы с латинского языка делись на книжном украинском языке. За како-то столетие от украинского и духа не останется - его вытеснит русский...

Бурса

В августе 1719 года на средства митрополита Иоасафа (Кроковского) была построена бурса - «студенческий дом» - для бедных учеников, которые не могли платить за жилье. Киевляне называли его «сиротским домом». В бурсе жило почти двести человек. Конечно, не было ни освещения, ни отопления... Хорошо жилось детям состоятельных родителей, которые снимали своим чадам теплые квартиры, а иногда даже и дома покупали. Они хорошо питались и хорошо одевались. Их, иногда даже в официальных документах, выделяли среди других и называли «панычами». Других студентов называли «хлопцами». Хорошо было и ученикам-монахам, за которыми стояли монастыри. Конечно, такой ученик не утопал в роскоши, но и не голодал.

Регламент: стрелять из пистолета - такое запрещалось

Вся студенческо-академическая жизнь Киево-Могилянской академии была регламентирована, о чем свидетельствуют Академические правила Рафаила Заборовского, введенные осенью 1734 года.

Чему и как учили в древности, или Про бычий хвост и ослиную лавку
Митрополит Рафаил (Заборовский) и Устав Киево-Могилянской академии «Leges аcademicae». Автограф. 1734 г.

Например, двенадцятый пункт регламентировал отношения между наставниками и учениками: «Наставники, особенно инспекторы не должны относиться к своим подчиненным слишком требовательно, ни слишком снисходительно. Они обязаны держаться середины, как велят им правила образования и вежливости. Кроме того, они ни в коем случае не должны ругать учеников или уже дома, или публично оскорбительными словами».

Или пункт шестнадцатый: «Студенты не должны приносить с собой в академию никакого оружия, а также стрелять из ружья или пистолета».

Об одежде, параграф восемнадцатый: «Одеваться следует просто и прилично. А если бы кто и оделся по-модному (extraneum habitum versium), то это не дает ему права нарушать устоявшиеся академические обычаи и насмехаться над одежды других».

В Регламенте, в шестом пункте, отмечалось, что учителя «...свои непосредственные обязанности в классах... должны выполнять как следует, с пламенной ревностью и как можно более легким способом, ради пользы своих учеников, а не собственного тщеславия, и оставаться на уроках до конца (...)». После уроков все школы во главе со своими наставниками шли в церковь и благодарили Бога.

Вот такие, как говорится, времена, вот такие нравы ...

Светлана Шевцова, Киев

Читайте также:
Комментарии
Добавить комментарий
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Популярное:
Читаемое: